Пресса о нас

10.06.2014

Источник: РБК

Граждане переложили деньги с депозитов в ПИФы

В первом квартале 2014г. в крупнейшие управляющие компании пришли около 30 тыс. новых клиентов, следует из статистики Центрального банка. Они выбрали паевые инвестиционные фонды в качестве альтернативы банковскому вкладу в надежде заработать на высокой волатильности или же наоборот – сохранить деньги в период зачистки банковского сектора.

Наибольшим спросом пользовались валютные и облигационные фонды, а наибольшую доходность показали ПИФы, инвестирующие в золото.

Клиенты приходят, 
деньги уходят

Почти 30 тыс. новых пайщиков появилось у 15 крупнейших управляющих компаний за первый квартал 2014г., следует из статистики Банка России. Управляющим не помешали ни украинский конфликт, ни волатильность на рынке.

Всего на конец марта в 15 крупнейших УК было более 1,8 млн розничных клиентов. Число пайщиков выросло на 1,6% по сравнению с концом 2013г. Такой приток значителен для сегмента ПИФов – например, ровно год назад эти же УК зафиксировали отток 26 800 клиентов. Значительный приток клиентов в ПИФы начался в четвертом квартале 2013г. — около 30 000 за квартал. До этого момента из розницы УК чаще уходили клиенты или приходило незначительно число.

При этом в первом квартале был зафиксирован отток средств пайщиков, из открытых и интервальных фондов утекло 5,3 млрд руб., или 0,9%. Рост числа клиентов – только один из показателей, напоминает генеральный директор УК "Уралсиб" Юрий Белонощенко. "Стоимость чистых активов за первый квартал 2014г. снизилась почти у всех УК. Клиенты, озабоченные сильной волатильностью на рынке, забирали деньги, но они не закрывали счета, поэтому оттока в численности не видно в статистике", – говорит он.

Банки в помощь

Больше всего новых клиентов привлекали управляющие компании, основным каналом продаж которых являются аффилированные банки. Абсолютным лидером по привлечению стал "Сбербанк Управление активами" – 14,5 тыс. новых клиентов. На втором месте – УК "Райффайзен Капитал" (7200 новых лицевых счетов), на третьем – УК "Русский стандарт" (3400). Не аффилированные с банками управляющие компании показали более скромные результаты: "ТКБ БНП Париба Инвестмент Партнерс" привлекла 444 новых пайщика, а УК "Ингосстрах Инвестиции" – всего 20.

"В условиях высокой волатильности фондового рынка привлечь клиентов удается только управляющим, которые могут экономить на издержках дистрибуции. В первую очередь это УК, аффилированные с крупными банками, которые имеют разветвленную сеть офисов и отделений по всей стране", – говорит заместитель директора по корпоративным рейтингам "Эксперт РА" Вероника Иванова.

У Сбербанка более 18 тыс. отделений. "Конечно, рост числа пайщиков во многом определяется широкой продающей сетью Сбербанка. В первом квартале рынок снижался в долларовом выражении, но при этом мы зафиксировали не отток, а приток клиентских средств в некоторые наши фонды", – говорит руководитель группы управления портфелями акций ЗАО "Сбербанк Управление активами" Роман Филатов. По его словам, многие клиенты Сбербанка готовы часть средств инвестировать в акции. "К тому же ставки по депозитам в начале года снижались. Желание заработать или компенсировать потери привело многих к нам", – поясняет Филатов.

"Эффективная работа с банковскими сетями – сегодня единственный действенный способ привлечения клиентов", – говорит Белонощенко. Его компания смогла привлечь тысячу новых пайщиков, все они пришли через банковские отделения. "ВТБ Капитал Управление активами" привлек 1200 новых клиентов за январь-март 2014г., "Газпромбанк Управление активами" – столько же.

Исключением из правила стала УК "Альфа-Капитал", которая зафиксировала сокращение лицевых счетов пайщиков на 815. Руководитель розничного бизнеса компании Олег Кессо объясняет это с желанием клиентов сократить вложения в инструменты, связанные с российским фондовым рынком.

Вероника Иванова из "Эксперт РА" связывает отток клиентов УК "Альфа-Капитал" с тем, что для компании сегмент розничных ПИФов не является приоритетным. "Сама компания неоднократно в последние два года заявляла, что она переориентировалась на сегмент индивидуального ДУ и делает ставку на состоятельных клиентов. Возможно, сокращение клиентов – это результат некой общей стратегии развития группы, которая не предполагает активного участия банка в привлечении новых пайщиков", – говорит она.

Альтернатива депозиту

Выиграли от паники населения в первом квартале 2014г. управляющие компании, которые смогли предложить клиенту альтернативу банковскому депозиту. Отток средств из кредитных организаций начался еще до вооруженных действий на Украине и введения санкций в отношении России. Причиной послужила чистка банковского сектора – с осени 2013г. ЦБ отозвал лицензии более чем у 40 банков. Отзывы лицензий напугали многих вкладчиков, и те поспешили забрать деньги из банков. Некоторые были готовы оставить свои средства в управляющих компаниях.

"Мы видели приток клиентов из банковского сектора: забрав деньги из депозита, они частично или полностью вкладывали их в рынок. Пользовались спросом фонды "Райффайзен-США" и "Активного управления", ориентированные на динамику долларовых активов. Мы и создавали эти фонды для того, чтобы предоставить клиентам банка возможность выбора", – говорит начальник отдела продаж и маркетинга УК "Райффайзен Капитал" Константин Кирпичев. Он затруднился ответить, как много клиентов удалось удержать таким способом.

В начале года продукты, замещающие депозиты, также пользовались спросом. Председатель совета директоров "ВТБ Капитал Управление активами" Владимир Потапов говорит, что триггером к приросту клиентской базы стали продукты-альтернативы валютным вкладам, ставки по которым значительно упали в последнее время, а также консервативные стратегии, выигрышные в момент геополитического конфликта.

В "Сбербанке Управление активами" значительный прирост числа клиентов наблюдался по ряду облигационных фондов. "Выводя средства из депозитов в связи с нестабильной конъюнктурой рынка, инвесторы предпочитали размещать их в инструменты с фиксированной доходностью", – говорит Роман Филатов.

Как показал анализ данных за первый квартал 2014г., наиболее успешной стратегией была не та, которую выбрали большинство пайщиков. Крупнейший приток клиентов в первом квартале был в облигационные и валютные фонды, а также в ПИФы телекоммуникаций и технологий. Наибольшая доходность была зафиксирована в фондах, инвестирующих в золото.