Пресса о нас

31.01.2014

Источник: Эксперт Online

Полный финансовый Майдан

С обострением политических проблем на Украине естественным образом обострились и проблемы экономические. Ситуация еще больше ухудшилась с отставкой премьер-министра страны Николая Азарова. На этом фоне S&P понизило кредитные рейтинги Украины и не исключает их нового ухудшения. Как говорится в сообщении рейтингового агентства, «теперь мы оцениваем эту страну» как имеющую «проблемы в гражданском обществе с ослабленной политической системой» и «низкой способностью правительства поддерживать своевременное обслуживание долга».

«Мы считаем, в настоящее время госдолг этой страны уязвим, и возможность его обслуживания зависит от благоприятных политических и экономических событий. Поэтому мы понижаем наши долгосрочный и краткосрочный суверенный кредитный рейтинг Украины в иностранной валюте до CCC+/С с B-/B. Прогноз по рейтингам негативный, что отражает наше мнение о потенциале дальнейшего снижения готовности правительства или способности к обслуживанию госдолга», – говорится в сообщении S&P.

В настоящее время неясно, как разрешится политическая ситуация. По мнению агентства, ведущие оппозиционные кандидаты не имеют контроля или полной поддержки протестующих. В результате Виктор Янукович может удержать власть, если богатые люди из бизнес-сообщества Украины и впредь станут поддерживать его политически, в то время как правительство России поддержит его материально. Тем не менее, если украинский президент потеряет власть либо будет вынужден отказаться от нее и назначить досрочные президентские выборы, а также если дипломатические отношения с Россией ухудшатся, 15 млрд долларов (около 8% ВВП Украины в 2014 году) – прямое финансирование для украинского правительства от России – может быть поставлено под угрозу.

В результате политических потрясений украинская гривна обесценилась на 2,5% с начала 2014 года. В S&P ожидают, что общий государственный долг Украины в 2014 году составит около 6% от ВВП, а чистый долг правительства – около 38% ВВП. Около 52% валового госдолга в настоящее время выражено в иностранной валюте, хотя получен он в основном на льготных условиях. Финансирование в местной валюте общего дефицита государственного бюджета продолжает поступать в основном из НБУ и банков, контролируемых государством. НБУ выпустил 58% долга в национальной валюте по состоянию на декабрь 2013 года, в то время как банки держали еще 32%, что составляет около 11% активов коммерческих банков страны в целом. «Поэтому, – констатируют в агентстве, – мы видим вероятность дефолта правительства по долговым обязательствам в национальной валюте».

Негативный прогноз отражает мнение S&P о том, что существует вероятность три к одному, что оно может вновь понизить рейтинг Украины в течение ближайших 12 месяцев. Это также возможно, если политические беспорядки приведут к дальнейшему снижению административного потенциала правительства, оно не сможет обслуживать свой долг или если финансовая поддержка из России не будет реализована и никаких альтернативных источников финансирования не найдено.

Пока политические события действительно затмевают экономические, заставляя власти некоторых регионов Украины действовать нерационально. Например, мэр Донецка Александр Лукьянченко напомнил коллегам из западных регионов очень нелицеприятные цифры. «Когда мои коллеги из западных областей принимали решения о провозглашении территории без государственной, без вертикальной власти, я думаю, они ошибались. Я зачитаю выписку из государственного бюджета, чтобы мы знали, кто кому платит. Областной бюджет Тернопольской области зарабатывает 243 млн 984,6 тыс. гривен, а дотации из госбюджета предусмотрены – 630 млн 063 тыс. гривен. Что тут комментировать? Ивано-Франковская область зарабатывает 341 млн 938 тыс. гривен, а 776 млн 532 тыс. гривен – дотация выравнивания из госбюджета. Львовская область – 878 млн 243 тыс. гривен зарабатывает, а 1 млрд 358 млн 253 тыс. гривен получает из госбюджета. В эти дотации входят оплаты по льготному проезду, пособия для детей и прочее», – передает его слова ИА REGNUM.

Но на фоне негативной экономической конъюнктуры практически все украинские регионы испытывают ряд проблем, отмечает аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин. В 2013 году промпроизводство, основа украинского ВВП, сократилось на значительные 4,7%. Резкий спад был в обрабатывающей промышленности (-8%). Добыча полезных ископаемых показала слабый рост (+0,5%). Несомненно, эта динамика сильно ударила по промышленным регионам. Всего на Украине осталось три региона-донора (Полтавская, Харьковская и Днепропетровская области). В межбюджетных трансфертах нуждаются 11 областей. Между тем помочь бедствующим регионам межбюджетными трансфертами, скорее всего, не удастся. Заложенные правительством в госбюджет 2013 года прогнозы по темпам роста ВВП на уровне 4,5% оказались абсолютно нереалистичны. В лучшем случае в 2013 году будет стагнация. «Ситуация получается безвыходной, и я предполагаю, что мы увидим масштабное сокращение госрасходов в бюджетах всех уровней в целях сокращения дефицита бюджетов», – констатирует эксперт.

Тем временем Владимир Путин уже заявил, что обещанную помощь от России Украина получит в любом случае, кто бы ни пришел к власти. По этому поводу они даже поспорили с Дмитрием Медведевым на заседании правительства. В ответ на просьбу президента о выполнении всех договоренностей с прежним украинским премьером глава российского правительства сказал: «Понимая необходимость исполнения всех договоренностей, мы должны делать это осмысленно. А осмысленно это можно делать только тогда, когда мы будем понимать, какой будет экономический курс нового правительства, кто будет там работать и каких правил будет придерживаться». В итоге Владимир Путин посчитал такие доводы состоятельными, хотя и попросил «не терять связь с коллегами».

Сейчас, после отставки Николая Азарова, пока непонятно, кто станет премьер-министром и возглавит правительство. На данный момент эту должность временно занимает первый вице-премьер Сергей Арбузов. В стране остро стоит вопрос о сохранении ее целостности, отмечает эксперт проекта «Общественная дума» (Украина) Екатерина Обуховская. Конечно, обещанная Россией помощь является существенной поддержкой Украины в нынешней ситуации. Остается надеяться, что новый премьер-министр выполнит те условия, на которых сошлись Янукович и Путин, решая вопросы о снижении цен на газ, отсрочке выплаты задолженности за полученный газ и о получении кредита на 15 млрд долларов.

Между тем, как показывают разворачивающиеся события, в областях-донорах ситуация наиболее спокойная, нет массовых протестов или столкновений. Таким образом, получается, что те, кто активно поддерживает происходящее на Майдане, протестуют и стремятся отделиться, делают это за счет тех, против кого, собственно, и протестуют. Правительство идет на компромисс с оппозиционерами, что подтверждается отставкой Азарова, роспуском кабмина и отменой недавно принятых законов. Но оппозицию это явно не устраивает. Беспорядки так и не прекращаются, столкновения силовиков и майдановцев продолжаются. Ситуация накаляется, бунтуют уже не только против верхушки власти, но и против неугодных жителей соседних регионов, которые говорят не на том языке.

Происходящее сейчас на Украине только ослабляет ее, говорит Екатерина Обуховская: «Уже на этом фоне значительно поднялись цены на все товары. Для страны, находящейся в экономическом кризисе, последствия политических волнений будет сложно пережить. Естественно, что нужно стремиться сохранить целостность, а не отделяться от центра. Но если вся страна, присоединившись хоть к России, хоть к ЕС, будет рассматриваться как их сырьевой придаток, то отдельные отделившиеся регионы ждет еще худшая перспектива».

Пока же Россия продолжает оказывать помощь соседям. В декабре 2013 года уже прошел первый транш из обещанных 15 млрд долларов – евробонды на сумму 3 млрд долларов под 5% годовых. В то же время, напоминает адвокат компании «Налоговик» Антон Соничев, финансовая помощь, от кого бы она ни исходила, требует определенных действий от страны-должника: это видно из практики помощи Евросоюза Кипру, Исландии, Греции и некоторым другим странам, оказавшимся на грани банкротства. Ответные действия страны-должника обычно заключаются в пересмотре своего бюджета в сторону сокращения расходов на содержание госаппарата или сокращения социальных программ, на что многие граждане по понятным причинам не согласны. И в зависимости от того, как будет дальше вести себя страна-должник, кредиторы меняют свои условия по суммам или процентам кредитования.

Для России эта помощь может быть оценена скорее как политический, но не экономический шаг, полагает Антон Соничев. Это стратегическое партнерство, выгодное России не с финансовых позиций. Зато у нас может остаться «друг против» Европы, с которым будет и далее выгодно развивать сотрудничество и поднимать экономику. Пока же эффективность вложений в падающую экономику Украины, ослабленную к тому же политическим кризисом, явно невыгодна в финансовом плане.

Текущая политическая нестабильность на Украине показала, что противоборствующим сторонам (Янукович – системная и несистемная оппозиция) будет сложно в ближайшее время найти пути для урегулирования возникших претензий и конфликтов, говорит главный аналитик «РГС Управление активами» Александр Потавин. Новое украинское правительство, возможно, будет негативно относиться к действующему альянсу Виктора Януковича с Москвой, это ставит под угрозу погашение долговых обязательств Киева. Если к показателям внешней ликвидности Украины добавить угрозу снятия прямой финансовой поддержки из России, то решение агентства Standard & Poor's понизить кредитные рейтинги Украины выглядит вполне обоснованным. Общая рекомендация по украинской валюте и долговым обязательствам – следить за риторикой высказываний высших должностных лиц в Киеве и Москве.

Между тем если говорить о рынке ценных бумаг, то украинские активы, судя по динамике фондовых индексов, не вызывали доверия у инвесторов последние несколько лет, отмечает управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая. При этом аграрный сектор оказался более устойчивым к негативу, чем промышленность. Индекс украинской биржи UX, включающий акции десяти крупных промышленных компаний и банков, за последние три года «сложился» втрое – с 2700 до ниже 900 пунктов. Отраслевой индекс UXagro (включает восемь акций компаний аграрного сектора) за аналогичный период потерял 31%, снизившись с 1600 до 1100 пунктов.

В то же время российские инвесторы проявляют высокий интерес к инвестициям на Украине, но их можно рассматривать скорее как прямые, а не портфельные. Например, Московская биржа последовательно инвестирует в украинские биржевые площадки (ПФТС, Украинская биржа) и консолидирует их для дальнейшего развития.

Фондовый рынок Украины очень узкий, низколиквидный, полагает Александра Лозовая. По статистике Украинской биржи, за последние 12 месяцев совокупный оборот торгов составил 10,8 млрд гривен, что эквивалентно примерно 44 млрд рублей по текущему курсу гривны. Для сравнения, только в секции фондового рынка Московской биржи сопоставимый торговый оборот проходит за два-три дня.

Что касается облигаций Украины, то обещание России о выделении пакета финансовой помощи помогло стабилизировать рынок долга. Тем не менее ставки для Украины остаются очень высокими. Так, доходность 10-летних долларовых гособлигаций превышает 9% годовых (для сравнения, по российским бумагам такая ставка составляет 4,5%). Риск дефолта страны, судя по котировкам CDS, по состоянию на 28 января 2014 года оценивался инвесторами в 42%.

В этом свете новая кредитная оценка Украины полностью оправданна, уверен аналитик MFX Broker Сергей Некрасов. Затраты страны, по его данным, на обслуживание займов в январе-феврале оцениваются в 2,5 млрд долларов, из которых около половины приходится на задолженность в иностранной валюте. Большую долю иностранных долгов – около 1 млрд долларов – нужно погасить перед МВФ. К этим выплатам прибавить задолженность «Нафтогаза» перед «Газпромом», которая составляет около 2,7 млрд долларов. При столь высоких долговых обязательствах Украина должна искать краткосрочные источники финансирования, например, использовать золотовалютные резервы НБУ, которые составляют 20,4 млрд долларов. Однако эта сумма эквивалентна всего двум-трем месяцам стандартных расходов Украины на импорт, поэтому ей необходимо договориться об отсрочке выплат «Газпрому» и получить финансирование от России.

По мнению аналитика, снижение кредитного рейтинга окажет давление на украинские активы на мировых рынках, что в перспективе создаст хорошие предпосылки для их покупки. Между тем, пока в стране не будет четкого понимания логики дальнейшего развития, определенных действий в экономическом секторе, ожидать каких-либо улучшений в оценке кредитного рейтинга Украины просто нет смысла.